Рустэм Хамитов представил отчет Правительства Башкортостана о работе в 2012 году

21 марта 2013 года в Уфе прошло 61-е заседание Государственного Собрания — Курултая РБ четвертого созыва, на котором с отчетом о результатах деятельности Правительства Башкортостана за 2012 год выступил Президент Республики Башкортостан Рустэм Хамитов. На заседании присутствовали депутаты Государственной Думы РФ, Государственного Собрания — Курултая РБ, члены Правительства РБ,  представители муниципальных образований, общественных организаций и деловых кругов республики. Башкортостанское региональное отделение ООО «Деловая Россия» представляли председатель отделения, Депутат Государственной Думы ФС РФ Рафаэль Марданшин, исполнительный директор Альберт Гарипов, члены отделения — депутаты Государственного Собрания — Курултай РБ Алексей Щербацкий, Айрат Сулейманов, Ильдар Гарифуллин.

Впервые подведение итогов года прошло в формате диалога между главой исполнительной власти и парламентариями.

В своем докладе Президент РБ Рустем Хамитов отметил, что деятельность исполнительной власти была направлена на развитие экономического потенциала, социальной и культурной сфер, повышение качества жизни людей. В Башкортостане удалось обеспечить рост основных макроэкономических показателей, уровня благосостояния жителей республики. У людей появилась уверенность в завтрашнем дне и, как следствие, значительно улучшились демографические показатели.

2012 год республика завершила с неплохими экономическими результатами. Башкортостан направил в бюджетную систему страны более 440 млрд. руб. – на 16% больше, чем в 2011 году. По темпу роста налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет республики мы переместились с 51-го на 44-е место. Может быть, не очень высокое, но динамика видна и понятна.

Реализуется план мероприятий до 2015 года по увеличению доходной части республиканского и местных бюджетов. Должна существовать пропорциональность поступлений налогов в республиканский бюджет по отношению к федеральному бюджету. Мы обязаны работать над этой задачей в 2013 году с тем, чтобы уменьшить эту диспропорцию.

Расширяется финансовая самодостаточность муниципалитетов. С этого года налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, полностью отчисляется в бюджеты районов, в казну городских округов – 10%. Это позволит пополнить их более чем на 500 млн. руб. Расширен перечень муниципальных образований, в бюджеты которых зачисляется налог на доходы физических лиц.

Среди новаций в управлении бюджетными ресурсами – впервые сформированный трехлетний бюджет республики на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.

Конечно, бюджетное наполнение непосредственно связано с развитием экономики. С ростом промышленного производства, укреплением аграрного сектора, увеличением товарного производства и роста потребительского спроса.

Главный индикатор экономического развития – валовой региональный продукт. В прошлом году он увеличился на 5%, превысив рубеж в 1 трлн. руб. В посткризисный период за 2010-2012 годы его прирост в совокупности составил порядка 20%.

Рост экономики определялся, с одной стороны, положительной динамикой промышленного производства, активизацией инвестиционной и строительной сфер деятельности. С другой стороны – на него повлиял возросший внутренний потребительский спрос на фоне увеличения доходов населения и развития рынка труда.

Однако снижаются темпы экономического роста. Это обусловлено рядом причин, в числе которых эффект «высокой базы», а также усиление негативных тенденций в мировой экономике. Вы хорошо знаете, что происходит сейчас вокруг кипрской истории, где замораживаются значительные ресурсы, в том числе и российские, ослаблением внешнего спроса. Свою отрицательную роль сыграли и неблагоприятные погодные условия, которые привели к потере части урожая и росту инфляции.

В наших планах – повышение производительности труда. Это очень важный показатель. И по этому показателю мы существенно отстаем от экономик развитых стран. В республике в качестве целевого ориентира определен рост в 1,5 раза к 2018 году. И эту важнейшую задачу нам нужно решать, в первую очередь, с опорой на технологическую модернизацию действующих производств.

В прошлом году существенно укрепился статус республики как инвестиционно привлекательного региона. Это подтверждается ведущими международными и отечественными рейтинговыми агентствами. Для улучшения условий ведения бизнеса проводилась системная работа по снижению административных барьеров. Внесены изменения в республиканские законы, совершенствующие механизм предоставления налоговых льгот инвесторам.

В прошлом году совместными усилиями с «Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов» мы реализовали основные требования Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата. В частности, утвердили Дорожную карту внедрения Стандарта, Инвестиционную декларацию республики, разработали проект Стратегии инвестиционного развития региона до 2020 года. Такую работу в стране выполнило всего 10-12 регионов.