Марданшин: Возвращаясь к вопросам малого и среднего бизнеса

Необходимы дополнительные стимулирующие меры, такие как бесплатная и ускоренная повторная регистрация ИП и выделение грантов на повторное начало бизнеса

Мы можем сделать многое для решения существующих проблем малого и среднего бизнеса в рамках работы Либеральной платформы и партийного проекта «Комфортная правовая среда». Об Этом пишет член комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Рафаэль Марданшин:

«Либеральная платформа партии «Единая Россия» еще в феврале текущего года в своем Заявлении о вопросах бизнеса выразила свою обеспокоенность положением индивидуальных предпринимателей, которые из-за резкого повышения социальных платежей в Пенсионный Фонд, стали массово сниматься с налогового учета и прекращать свою деятельность. На данный момент количество ИП, сдавших свои свидетельства о регистрации уже превысило 400 тысяч. И данная тенденция продолжается.

Нынешнее повышение страховых взносов не первый пример того, как налоговая политика, проводимая без учета мнения предпринимательских объединений, приводит к результатам, прямо противоположным ожиданиям и к негативным последствиям: недополучению взносов в пенсионный фонд и в бюджеты разных уровней, утрате доверия к власти, росту протестных настроений и росту иждивенчества, а так же к десоциализации людей.

Либеральная платформа «Единая Россия» своим Заявлением постаралась своевременно обратить внимание на данную негативную ситуацию и призвала депутатов Государственной Думы, а так же Правительство и министров, ответственных за финансово-экономический блок, признать существующую проблему.

В конце апреля состоялась Коллегия Министерства экономического развития, на которой, кроме прочего обсудили вопросы поддержки малого и среднего бизнеса, а так же тему, связанную со страховыми платежами для индивидуальных предпринимателей.

В связи с этим хочется отметить положительный момент, а именно то, что Министерством была признана проблема повышения социальных платежей и вопрос, волнующий сотни тысяч предпринимателей был рассмотрен на Коллегии с участием председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Как вариант, была предложена оптимизированная, дифференцированная формула расчёта уплаты страховых взносов: индивидуальные предприниматели, имеющие оборот до 300 тыс. рублей, смогут выплачивать взнос исходя из применяемой ранее формулы на базе одного МРОТ, а те, у кого оборот превысит 300 тыс., должны будут выплачивать дополнительно еще 1% от суммы превышения.

Ранее аналогичный законопроект, по инициативе профильного комитета прошел обсуждение на круглом столе в Государственной Думе и был поддержан депутатами и ведущими предпринимательскими объединениями «Деловая Россия» и «Опора России» и теперь очень важно, чтобы данные поправки как можно скорее были рассмотрены, приняты и вступили в силу.

Между тем, этот предложенный вариант можно назвать компромиссным и далеко не самым решительным. У него есть один огромный минус — большинство из индивидуальных предпринимателей, которые закрылись, снялись с налогового учета, не вернется в поле легальной предпринимательской деятельности. Плюс такого решения то, что все-таки приостановится сам процесс закрытия индивидуальных предпринимателей. Но для того, что бы вернуть людей обратно заниматься предпринимательством, этого уже недостаточно. Необходимы дополнительные стимулирующие меры, такие как бесплатная и ускоренная повторная регистрация ИП и выделение грантов на повторное начало бизнеса.

Очередной отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2012» показал, что лишь 2,2% россиян намерены начать с нуля свой бизнес — это самый низкий показатель среди всех исследуемых стран и самый низкий в России с 2006 года. Вместе с уже действующими предпринимателями доля желающих открыть бизнес составляет 3,8% (в странах БРИКС в среднем — 21%, в странах Восточной Европы — 24%), 93% россиян даже не рассматривают для себя такой возможности, а почти половина из тех, кто закрыл бизнес в 2012 г., не хотят больше связываться с предпринимательством.

Если так дальше пойдет, то в стране, могут остаться одни госмонополии, госкорпорации, госкомпании и крупный олигархический бизнес, которые формируют спрос на административный ресурс, на особые условия работы и отсутствие честной конкуренции, сохранение регулируемых государством тарифов и контролируемой государством инфраструктуры. Все это приведет к нерыночному росту цен и тарифов, к росту коррупционного налога, а для российских потребителей это обернется ростом цен при потере качества.

В последнее время много говорится о необходимости и важности развития малого и среднего бизнеса, о формировании комфортной предпринимательской среды и улучшении инвестиционной привлекательности страны, Минэкономразвития продолжает реализацию программы поддержки малого и среднего предпринимательства, но в реальности, бизнес, особенно малый каждый год получает новое увеличение фискальной и административной нагрузки: вышеупомянутое 2-х кратное увеличение взносов в Пенсионный фонд, а так же прошлогодняя отмена единого социального налога и повышение ставки отчислений во внебюджетные фонды с14 до 30%. Как следствие, для предпринимателей существенно возросла нагрузка на фонд оплаты труда; возросли требования к отчетности — вместо одной, стало необходимо составлять и сдавать три отчетности; дополнительно к контролирующим органам в лице налоговой службы прибавились еще две организации — Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Дополнительно к этому с 2013 года, организации-малые предприятия, работающих по упрощенной системе налогообложения лишаются права на освобождение от ведения бухгалтерского учета, что в свою очередь приведет к несправедливому и неоправданному обременению малого бизнеса дополнительными финансовыми и временными затратами на ведение излишней бухгалтерской отчетности. Многие из них еще даже не знают об этих изменениях и будут неприятно удивлены в конце года, когда выяснится, что им необходимо сдавать отчетность в полном объеме, а за отсутствие бухучета предусмотрены штрафные санкции.

Объединения предпринимателей выражают серьезную обеспокоенность данным положением и обращаются с просьбой своевременно предпринять соответствующие меры реагирования, иначе в конце года может появиться еще одна социальная проблема — будут закрываться малые предприятия, но на этот раз уже организации — «упрощенцы».

Необходимый законопроект «О внесении изменений в ФЗ «О бухгалтерском учете», позволяющий малым предприятиям, работающим по упрощенной системе налогообложения отказаться от ведения полного бухучета, уже подготовлен и внесен в Госдуму группой депутатов еще осенью прошлого года, но до сих пор не рассмотрен. Причины, по которым принятие данных поправок откладывается, бизнес-сообществу не понятны.

Дмитрий Медведев на прошедшей коллегии Минэкономразвития обратил внимание на то, что нужен системный подход ко всем решениям, касающимся формирования инвестиционного климата, развития малого и среднего бизнеса и эффективности государственных услуг.

Возможно, на отсутствие системного подхода влияет то, что проблемами малого бизнеса, в основном вопросами его защиты и поддержки, занимаются различные разрозненные структуры: департамент Минэкономразвития, советы при различных ведомствах, предпринимательские объединения и союзы, агентства и фонды.

Полагаю, что мы можем сделать многое для решения существующих проблем малого и среднего бизнеса в рамках работы Либеральной платформы и партийного проекта «Комфортная правовая среда».