Рустэм Хамитов: «Надзорным органам надо уходить от «карающей» модели работы к «корректирующей», «помогающей»

19 декабря в Доме Правительства республики Рустэм Хамитов провёл заседание рабочей группы при Главе Башкортостана по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности. В нём приняли участие члены Правительства РБ, руководители правоохранительных органов, профильных министерств и ведомств, представители общественных организаций. От «Деловой России» в заседании принял участие исполнительный директор Башкортостанского отделения Альберт Гарипов.

На заседании обсуждались итоги реформирования контрольно-надзорной деятельности в регионе в 2017 году, задачи на предстоящий период, а также пилотный проект по синхронизации контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства и потребительского рынка.

Открывая заседание Глава республики отметил, что реформирование контрольно-надзорной деятельности – одно из стратегических направлений, обозначенных руководством страны.

– Главная цель этой программы – снизить нагрузку на бизнес, повысить качество администрирования контрольно-надзорных функций. Надо уходить, насколько это возможно, от «карающей» модели работы к «корректирующей», «помогающей», – подчеркнул Рустэм Хамитов. – Работа наших контрольно-надзорных органов должна оцениваться не по объёму отчётов, числу проверок, выданных предписаний, сумме выписанных штрафов. Основным показателем её качества должно стать улучшение реальных показателей безопасности граждан, качества бизнес-процессов.

По словам Главы республики, ключевым направлением реформы является переход на риск-ориентированный подход. Частота проверок и используемые ресурсы должны быть пропорциональны уровню риска причинения вреда имуществу и здоровью людей.

– Большинство предпринимателей – малых и средних предприятий – принадлежит к низкой категории риска, их деятельность не несёт серьёзной угрозы. Традиционный подход к проверкам не учитывает порой этой разницы, определяя предельную глубину и тщательность проверки каждого подконтрольного субъекта, – сказал Рустэм Хамитов. – Риск-ориентированный подход позволяет сконцентрировать контроль в первую очередь там, где это нужно в наибольшей степени, а также избежать дублирования функций различных ведомств.

Глава Башкортостана особо подчеркнул, что основными принципами работы контролёров должны быть упреждение и профилактика возможных нарушений.

– Вместо выявления постфактум уже причинённого вреда и наказания виновных упор нужно делать на сервисном сопровождении бизнеса – консультировании, системном аудите, в целом поддержке его развития, – отметил Рустэм Хамитов. – В сентябре этого года на федеральном уровне утверждён Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований, который будет повсеместно внедряться в следующем году, фактически уже через месяц. Надзор должен научиться грамотно распределять свои ресурсы, а добросовестный бизнес – ощутить реальное снижение административной нагрузки.

Заместитель Премьер-министра Правительства Башкортостана – руководитель Аппарата Правительства республики Илшат Тажитдинов представил промежуточные результаты проводимой в регионе реформы контрольно-надзорной деятельности.
В соответствии с этим направлением стратегического развития России действует соответствующая приоритетная федеральная программа, которая предусматривает снижение к 2025 году административной нагрузки на бизнес в два раза.
В Башкортостане осуществляются 22 вида регионального государственного контроля и надзора. В части совершенствования нормативно-правового регулирования контрольных мероприятий утверждены административные регламенты исполнения государственных контрольных функций, сформированы прозрачные правила и обеспечена открытость действий инспектора в ходе проводимых мероприятий. На официальных сайтах республиканских контрольно-надзорных органов размещена информация, содержащая перечни и тексты нормативных правовых актов по видам контроля и надзора.
Кроме того, по аналогии с федеральными органами власти организованы публичные обсуждения результатов правоприменительной практики, проводимые республиканскими министерствами и ведомствами. С целью большего охвата подконтрольных субъектов дополнительно внедрён функционал онлайн-трансляций публичных обсуждений.
Сокращается количество плановых проверок. В результате проведённой работы их количество в 2018 году будет снижено на 20 процентов. Как отметил Илшат Тажитдинов, определяющим должно стать предупреждение негативных явлений.
Наряду с профилактическими мероприятиями предстоит упорядочить и саму проверочную деятельность. В частности, предстоит сформировать «чек-листы» – исчерпывающие списки контрольных вопросов, по сути, программа проверки.
– На федеральном уровне эта работа уже проводится, – сказал Илшат Тажитдинов. – Республиканским органам исполнительной власти предстоит разработка и внедрение «чек-листов» в 2018 году.

О совершенствовании системы контрольно-надзорной деятельности на ведомственном уровне на примере Федеральной налоговой службы рассказал руководитель управления ФНС по республике Марат Вахитов. Усилия территориальных органов Федеральной налоговой службы сосредоточены на оптимизации контроля за соблюдением российского законодательства о применении контрольно-кассовой техники.
Так, с 2017 года внедряется поэтапный переход бизнеса на инновационные кассы. Новая технология ККТ, основанная на онлайн-передаче информации в налоговые органы, способствует борьбе с теневой экономикой за счёт увеличения прозрачности ведения бизнеса, стимулирования более здоровой деловой среды и конкуренции.
Кроме того, УФНС России по РБ существенно сократило количество выездных проверок – с 1 807 в 2012 году до 654 – в 2016 году. По итогам 2017 года этот показатель планируется снизить до 567 мероприятий.

Об оценке проводимых мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности предпринимательским сообществом участникам заседания рассказал Уполномоченный по защите прав предпринимателей в РБ Рафаиль Гибадуллин.
По итогам опроса, проведённого среди 5,3 тысячи предпринимателей региона, контрольно-надзорная деятельность по-прежнему остаётся одной из наиболее острых для бизнеса проблем наряду с высокими налогами и дорогими кредитами. Бизнес-омбудсмен также отметил увеличение числа внеплановых проверок на фоне сокращения плановых.
Вместе с тем предпринимательским сообществом положительно оценены реформы, направленные на повышение прозрачности надзорных мероприятий: внедрение единого реестра проверок, устранение избыточных, устаревших требований, дублирования надзорных функций и, в целом, переход на профилактику нарушений.

На заседании также обсуждались перспективы реализации в Башкортостане пилотного федерального проекта по синхронизации контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере сельского хозяйства, перерабатывающих пищевых производств и потребительского рынка.

К таким функциям относятся государственный надзор за качеством и безопасностью пищевой продукции, ветеринарный контроль, лицензирование фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, контроль в сфере охраны здоровья граждан, надзор в области радиационной безопасности, лицензионный контроль.

В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности в этой сфере не только оптимизируется количество проверочных мероприятий, но также совершенствуются механизмы осуществления контроля, в том числе общественного. Так, Башкортостан одним из первых в России приступил к идентификации животных с созданием единой базы данных, что позволит вести их строгий учёт и контролировать перемещение. Активно внедряется ветеринарная электронная сертификация. Создана «горячая линия» по вопросам нарушения законодательства в области ветеринарии.

В то же время, как сообщил Илшат Тажитдинов, по результатам мониторинга контрольно-надзорных функций республиканских управлений Россельхознадзора и Роспотребнадзора, Госкомитета по торговле и защите прав потребителей и Управления ветеринарии выявлено дублирование ряда функций ветеринарного контроля.

Для реализации пилотного проекта было предложено создать единый реестр подконтрольных субъектов с разделением по степени риска. Субъекты с чрезвычайно высокой, высокой и средней степенями риска будет проверять региональное управление Россельхознадзора, а умеренная степень риска будет находиться в ведении Управления ветеринарии республики.