В Уфе прошло заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию экспорта

7 августа в Доме Правительства республики состоялось заседание Общественного совета по улучшению инвестиционного климата и развитию экспорта при Главе Башкортостана, которое провёл руководитель региона Рустэм Хамитов. В работе Совета приняли участие председатель Башкортостанского отделения «Деловой России» Айдар Зубаиров и исполнительный директор Альберт Гарипов.

Открывая заседание, Рустем Хамитов озвучил основные макроэкономические показатели за 2018 год:
– По многим ключевым макроэкономическим показателям республика однозначно находится в положительной зоне, – отметил Глава Башкортостана. – Оборот организаций вырос на восемь процентов – до 1,65 трлн рублей. Индекс промышленного производства превысил 103 процента. Улучшилась ситуация в розничной и оптовой торговле – рост на четыре и почти восемь процентов соответственно. Цены с начала года поднялись на 1,7 процента, а реальные зарплаты за пять месяцев выросли почти на девять процентов. Кроме того, неплохие результаты по поступлению налогов в бюджет Республики Башкортостан. Без учёта единовременного платежа – налога на прибыль в размере 16,5 млрд рублей со стороны «Башнефти» – поступление налогов в бюджет увеличилось примерно на семь-восемь процентов.

Но при этом показатели инвестиционной деятельности за первый квартал опять ухудшились. Инвестиции идут со снижением примерно на семь процентов к 2017 году. В прошлом году падение было круче – почти 17,5 процентов, в этом году – семь. Но в этом тоже ничего хорошего нет. Вы сами понимаете: темп снижения уменьшился, но присутствует.
Экспорт за пять месяцев снизился почти на шесть процентов. Это тоже нехорошо, тем более что есть национальный проект по увеличению экспорта. Мы все должны трудиться над тем, чтобы несырьевой экспорт у нас рос. Пока, к сожалению, этой темой мы по-настоящему не занимаемся.
— Ключевая задача – увеличение валового регионального продукта региона с 1,5 триллиона до двух триллионов рублей. Этого невозможно добиться, если не будет инвестиций, – сказал Рустэм Хамитов. – Поэтому не должно быть никаких ссылок на те или иные уважительные причины или обстоятельства. Мы обязаны выполнить свою работу качественно и в поставленные сроки. Нужна инициатива, надо находить нестандартные подходы, нужно формировать современный стиль управления. Понятно, что во многом мы зависим от российских трендов, и не можем здесь, у себя, на территории республики создать условия, многократно превышающие среднероссийские. Тем не менее есть ещё запасы, которые нам надо выбирать с точки зрения улучшения инвестиционной деятельности.

В ходе заседания обсуждалось несколько вопросов. О предложениях по совершенствованию мер господдержки и налогового стимулирования инвестиционной и инновационной деятельности рассказали министр экономического развития РБ Сергей Новиков и заместитель министра финансов РБ Лира Игтисамова. Также речь шла о повышении эффективности процедур по регистрации прав собственности и постановке земельного участка на кадастровый учет, о качестве территориального планирования, повышении эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство, поддержке малого предпринимательства.

О внесении изменений в План мероприятий по внедрению в Республике Башкортостан лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата регионов Российской Федерации рассказал министр экономического развития РБ Сергей Новиков. По его словам, по ряду параметров регион опережает среднероссийские показатели. Так, на Питерском форуме, при объявлении итогов Агентством стратегических инициатив обозначено, что республика является одним из лидеров по двум направлениям рейтинга – «Регуляторная среда» и «Инфраструктура и ресурсы». Также он отметил, что Башкортостан является передовиком по внедрению механизмов ГЧП при реализации инвестпроектов. За прошлый год республика повысила свои позиции по 14 индикаторам.
Сергей Новиков отметил, что Минэкономразвития РБ скорректировало «дорожную карту» по внедрению лучших практик Нацрейтинга с учетом мнения экспертов, членов Проектного офиса, федеральных и республиканских органов исполнительной власти и остановился на ключевых дополнениях в разрезе каждого направления, где отмечается снижение позиций региона. Так, Госстроем РБ запланировано достижение лучшей российской практики в части выдачи разрешений на строительство – не более чем за 60 дней, для сокращения процедур регистрации прав собственности в две с половиной единицы, как в регионах-лидерах, Росреестром – повышение квалификации работников МФЦ по приему документов. Для сокращения в два раза количества запрашиваемых дополнительных документов у предприятий и проверок в год Аппаратом Правительства предлагаются мероприятия по реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также повышение информированности предпринимателей о своих правах. Также Росреестром предлагается дополнить «дорожную карту» мероприятиями в части популяризации услуг в электронном виде.

Стенограмма выступления министра экономического развития РБ С.В. Новикова и презентационные материалы

Уважаемый Рустэм Закиевич!
Уважаемые члены Общественного совета и приглашенные!

По итогам 2017 года Республика Башкортостан в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата заняла 23 место с интегральным индексом 256,9 баллов.
Отмечу, что по ряду параметров регион опережает среднероссийские показатели. Так, на Питерском форуме, при объявлении итогов Агентством стратегических инициатив обозначено, что республика является одним из лидеров по двум направлениям рейтинга – «Регуляторная среда» и «Инфраструктура и ресурсы». Здесь наибольшее количество показателей находится в группе А. В частности, не первый год у нас лучшие результаты в стране по времени и количеству процедур подключения к электросетям, доле выпускников средних и специальных учебных заведений, которые получили квалифицированные рабочие специальности. Также отмечу, что мы передовики по внедрению механизмов ГЧП при реализации инвестпроектов.
За прошлый год мы повысили свои позиции по 14 индикаторам. Озвучу наши улучшения в разрезе направлений.

По показателям Регуляторной среды из зоны В в наивысшую категорию А перешли 2 показателя, оценивающие эффективность оказания государственных услуг для бизнеса.
Предприниматели отметили, что зарегистрировать организацию можно в три шага. Бизнес-сообществом также дана высокая оценка и процедурам регистрации прав на недвижимость.
Лучше стала работа органов власти по регистрации юрлиц. Бизнес устраивает скорость регистрации, стоимость процедуры, профессионализм сотрудников и возможность электронной подачи документов.
В направлении «Институты для бизнеса» повысили свою позицию 2 индикатора, определяющие наличие и качество инструментов улучшения инвестиционной среды.
Эксперты высоко оценили эффективность деятельности Общественного совета по улучшению инвестклимата.
Предприниматели отметили и снижение административного давления со стороны органов власти и естественных монополий. Это позволило выйти из критической зоны Е и перейти в группу D.
Наибольшее количество улучшившихся индикаторов отмечается по фактору «Инфраструктура и ресурсы». Здесь повышение значений наблюдается по 6 показателям, оценивающим уровень развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения инвестиционной деятельности. В частности, мнение бизнес-сообщества по качеству предоставления предпринимателям телекоммуникационных услуг и мер государственной финансовой поддержки вывело соответствующие показатели из уровней С и В соответственно в группу А.
Также, из зоны С в категорию В перешли значения, характеризующие доступность к объектам инвестиционной инфраструктуры и время постановки на кадастровый учет.
В направлении «Поддержка малого и среднего бизнеса» по трем индикаторам мы покинули D группу и заняли позиции в категории С. Предприниматели лучше оценили наличие необходимой для ведения своей деятельности недвижимости, качество процедур при получении арендных площадей. Кроме того, статистика свидетельствует о повышении доли закупок с участием СМП.

Далее позвольте озвучить результаты показателей, где отмечено снижение. В более низкие группы у нас перешли 16 факторов рейтинга.
I. Так, в группу «B» из высшей группы переместились 4 индикатора. Предприниматели дали более скромные оценки по сравнению с прошлым годом профессионализму сотрудников, отвечающих за присоединение к электросетям.
При получении разрешений на строительство бизнес высказывает недовольство запросом дополнительных, непредусмотренных законодательством, документов и неразвитостью электронного документооборота.
В части «среднего времени регистрации прав собственности». Лучшая российская практика здесь 9 дней По этой причине, даже учитывая, что количество дней у нас сократилось с 11 до 10 дней, республика все равно снизила свои позиции.
Еще один индикатор – «Отношение объема предоставленных гарантий региональной гарантийной организации к сумме налоговых доходов субъекта». В данном направлении республика сократила свои гарантийные обязательства бизнесу в два раза.

II. В группу «C» перешли 7 индикаторов.
В частности, из А ушел показатель «Количество процедур по выдаче разрешений на строительство». Их число у нас увеличилось число с 10 до 11. При этом лучшая практика составляет – 7,5 единиц.
Из уровня В в зону С перешли индикаторы, характеризующие следующие услуги:
Процедуры регистрации прав собственности. По сравнению с 2016 годом наши значения улучшились – теперь оформить право можно в 4 процедуры. Однако есть регионы, где регистрацию проводят и в два с половиной шага.
Процедуры постановки на кадастровый учет и качество территориального планирования. У лидеров кадастровый учет осуществляется за 3 процедуры. У нас в республике этот процесс стал занимать четыре с половиной процедуры.
Лицензирование в сфере медицины и пассажирских перевозок. Здесь мнение бизнеса ухудшилось о профессионализме сотрудников, количестве мест по предоставлению данной услуги, скорости выдачи лицензий. Кроме того, опрос показал, что у нас недостаточно предпринимателей, получивших эту услугу в электронном виде.
Из В в С также упал показатель по эффективности института регулирующего воздействия. По сравнению с прошлым рейтингом эксперты высоко оценили учет на практике выводов и рекомендаций по итогам ОРВ, широкую информационную представленность на сайте Министерства, региональном ОРВ-портале правовых актов, подлежащих анализу. Тем не менее, отрыв от лучшей практики увеличился. Это связано со снижением активности экспертного сообщества и бизнес-объединений при проведении ОРВ.
Более проблемным для бизнеса стал вопрос доступности трудовых кадров. Респонденты недовольны количеством времени, затраченным на поиск трудовых ресурсов нужной квалификации. Также они отмечают повышение стоимости поиска необходимого персонала.
Критически бизнес оценил доступность кредитных ресурсов. Здесь мы также потеряли позиции в группе В. Предприниматели недовольны сроками кредитования и рассмотрения заявок, а также в целом процессом оформления кредита. При этом размер и тип залога респондентов не устраивает больше всего.

III. До группы D снизили свои позиции 4 показателя.
Зону С покинул индикатор, характеризующий наличие и качество регионального инвестиционного законодательства. Эксперты оценили нас лучше по механизмам поддержки инвестиционной деятельности, работе гарантийных инструментов, полноте и понятности норм инвестиционного правового поля. Кроме того, по итогам внедрения целевой модели по данному направлению – мы одни из лучших в России. Тем не менее, эксперты считают, что у нас недостаточно работают нормы по защите прав предпринимателей при осуществлении контроля. Здесь нам как раз и поставили низкие оценки.
Из высокой категории В упали показатели по количеству запрошенных дополнительных документов и проверок в год. Респонденты при опросе отметили двукратный рост контрольно-надзорных мер.
Предприниматели также не удовлетворены консультационными и образовательными услугами для малого бизнеса. Респонденты не довольны квалификацией персонала, техническим оснащением мест обучения, объемом образовательных программ. При этом слушателей больше всего не устраивает практическая польза от полученной информации.

IV. В критическую зону «Е» попал показатель «Интернет-портал об инвестиционной деятельности».
Этот результат вызывает откровенное недоумение.
В прошлые периоды, когда сайт находился в недоработанном виде, его качество оценивалось гораздо выше – данный показатель занимал А и В категории рейтинга, хотя и не соответствовал требованиям АСИ.
В прошлом году мы полностью его модернизировали на новой платформе, привлекли региональных айти-специалистов, создали дружественный интерфейс, удобную навигацию и привели в четкое соответствие со всеми критериями Агентства стратегических инициатив.
На встрече с экспертами, участвующими в опросе, мы пытались выяснить, что не так с нашим информационным ресурсом. Но объективных замечаний не услышали.

Проанализировав полученные итоги, мы скорректировали «дорожную карту» по внедрению лучших практик Нацрейтинга с учетом мнения экспертов, членов Проектного офиса, федеральных и республиканских органов исполнительной власти. Изучили опыт регионов-лидеров.
Остановлюсь на ключевых дополнениях в разрезе каждого направления, где отмечается снижение позиций региона.
I. По показателям, отражающим регуляторную среду.
Мы ставим цель достичь лучшую российскую практику в части выдачи разрешений на строительство – не более чем за 60 дней.
Для этого Госстрой планирует внедрить информационную систему обеспечения градостроительной деятельности и обеспечить долю в 45-ть процентов (45%) по предоставлению электронных услуг по выдаче разрешений на строительство, доведя эту возможность к 2020 году до 70%. Кроме того, в этом году ожидается пятикратное увеличение электронных услуг по выдаче градостроительных планов земельных участков – с 6 до 30%.
Для сокращения процедур регистрации прав собственности в две с половиной единицы, как в регионах-лидерах, Росреестром запланированы повышение квалификации работников МФЦ по приему документов, мероприятия по сокращению сроков госрегистрации прав по заявлениям, принятым через МФЦ, увеличению до 90% электронного межведомственного взаимодействия как с республиканскими органами исполнительной власти, так и местного самоуправления. Что касается повышения эффективности процедур по выдаче лицензий в сфере медицины и пассажирских автоперевозок.
В соответствии с федеральными требованиями Минздравом, для увеличения доли электронных заявлений до 25% в 2018 году с постепенным увеличением до 70% к 2020 году, включены мероприятия по активизации информирования респондентов – получателей госуслуги.
Управление Госавтонадзора РБ для повышения рейтинговых позиций считает необходимым с этого года начать предоставлять электронные услуги по лицензированию и увеличить долю электронных заявлений до 30-ти и 50-ти процентов соответственно в 2019 и 2020 гг.
II. Следующее направление – Институты для бизнеса.
Для повышения качества регионального инвестиционного законодательства по линии Минэкономразвития республики основной акцент делается на разработке нормативных правовых актов, расширяющих меры государственной поддержки и налогового стимулирования инвестиционной деятельности. Об этих документах расскажу в рамках второго вопроса.
В целях активизации бизнеса республики в работе по ОРВ Минэкономразвития планирует выстроить более плотное взаимодействие с деловыми объединениями и экспертами этой группы. Это заключение соглашений о сотрудничестве с указанными институтами и активное использование интернет-мессенджеров для общения как в текстовых, так и видео-чатах.
Для сокращения в два раза количества запрашиваемых дополнительных документов у предприятий и проверок в год Аппаратом Правительства предлагаются мероприятия по реализации риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, а также повышение информированности предпринимателей о своих правах.
III. Третий блок вопросов касается направления «Инфраструктура и ресурсы».
Ориентируясь на лучший российский опыт – 3 процедуры при постановке земельного участка на кадастровый учет – Росреестром предлагается дополнить «дорожную карту» мероприятиями в части популяризации услуг в электронном виде. Здесь целевой ориентир – увеличить долю электронных заявлений о предоставлении данной услуги с 15 до 40% к 2020 году. Кроме того, в целях повышения удобства заявителей, 70% документооборота к 2020 году будет переведен на электронные рельсы между органом регистрации и всеми уровнями власти.
В целях обеспечения бизнеса необходимыми трудовыми ресурсами Министерством образования республики предлагается увеличить с 20-ти до 70 % к 2020 году долю профессиональных образовательных организаций, которые готовят кадры по наиболее востребованными профессиям.
IV. В части поддержки малого и среднего бизнеса.
Для улучшения оценки качества консультационных и образовательных услуг Госкомитетом по предпринимательству «дорожная карта» дополняется мероприятиями по информированию о деятельности организаций инфраструктуры поддержки бизнеса, повышению квалификации их сотрудников, по созданию Центра оказания услуг для предпринимателей. В целях повышения доступности кредитных ресурсов Нацбанк предлагает мероприятия по увеличению республиканских кредитных организаций, участвующих в программах льготного кредитования СМП. Кроме того, чтобы бизнес мог легко ориентироваться в банковских требованиях, запланированы и меры по повышению их финансовой грамотности.

Уважаемый Рустэм Закиевич, участники заседания!

В целом «Дорожная карта» включает в себя мероприятия по всем факторам Нацрейтинга. В документе усилены и те направления, где по последним итогам отсутствует необходимая динамика роста.
План полностью скорректирован с точки зрения актуальности действующих мероприятий и пролонгирован на трехлетний период. В настоящее время представленный проект распоряжения проходит процедуру согласования в Правительстве республики. Прошу в целом его одобрить.

В рамках второго вопроса Сергей Новиков остановился на предложениях по повышению качества регионального инвестиционного законодательства и отметил, что по линии Минэкономразвития республики основной акцент делается на разработке нормативных правовых актов, расширяющих меры государственной поддержки и налогового стимулирования инвестиционной деятельности. В частности, первый законопроект направлен на установление налоговых льгот на имущество организациям, реализующим на территории республики инвестиционные проекты с объемом финансирования от 10 до 100 млн. рублей. Данным предприятиям предлагается определить пониженную ставку налога на имущество до 1% на три налоговых периода с года ввода объекта в эксплуатацию.

«Следующий внесенный законопроект предусматривает налоговые льготы на имущество и прибыль для предприятий, являющихся стороной специального инвестиционного контракта. Данные меры будут распространяться на проекты с минимальным объемом инвестиций от 750 млн. рублей на период до 2025 года», – озвучил руководитель ведомства.
На региональном уровне предлагается освободить организации от налога на имущество и снизить на 4,5% налоговую ставку на прибыль. «В случае заключения СПИК одновременно с республикой и федеральным центром налоговые ставки на прибыль и имущество в соответствии с законодательством – обнуляются», – добавил он.

Еще одним механизмом поддержки инвесторов предлагается субсидирование их затрат на приобретение оборудования для реализации приоритетных инвестиционных проектов в сфере промышленности. Кроме того, в целях поддержки строительства инженерной инфраструктуры для поддержки реализации приоритетных инвестиционных проектов закладывается бюджетный резерв в республиканской адресной инвестиционной программе.

В заключении министр отметил, что в рамках реализации поставленной Правительством республики задачи в части привлечения инвестиций и создания новых рабочих мест в городах Агидель, Сибай и Межгорье и моногородах региона (за исключением городов Белебей и Кумертау) на согласование также внесен законопроект о территориях опережающего развития Республики Башкортостан – ТОР РБ. Данный документ предусматривает предоставление инвесторам пониженной ставки по налогу на прибыль и освобождение от налога на имущество организаций и на землю.